И снова он нас удивил!
рецензия на альбом Close Up
Абсолютно неожиданный ход. Нет, было, конечно, известно, что Крис Норман готовит новый альбом. И что там будут песни в акустическом исполнении. Но то, что они прозвучат настолько камерно, лирично и где-то даже трепетно, вряд ли кто-либо мог предположить заранее. Скорее всего, все с нетерпением ждали, что это будет добротная подборка чужих произведений, а может быть и чего-то своего старенького и знаменитого. И когда за несколько месяцев до выхода альбома стало известно, что он будет состоять практически из нового материала – это только усилило интригу ожиданий.
А что, разве кто-то из нас до сих пор не привык к тому, что одним из самых главных качеств нашего Маэстро является его просто феноменальная способность постоянно удивлять аудиторию чем-нибудь новеньким, оригинальным и незаезженным? Таков он во всём – и в музыке, и в концертных выступлениях и даже в постоянно меняющемся имидже. Поэтому мы точно можем знать, что Крис сейчас вовсе не такой в своём творчестве, каким он был год, три, десять, тридцать, сорок лет назад. И абсолютно ясно, что он обязательно снова изменится уже через год, если не раньше. И главное, что все эти изменения происходят не ради них самих, а потому, что он просто живёт ими. Вот ведь не может этот человек стоять на месте. Ему нужны прогресс, развитие и всё новые и новые горизонты. И мы каждый раз не успеваем даже толком привыкнуть к нему опять “новому”, а он снова меняется.
Поэтому и на сей раз удивляться как бы и не приходилось. Вроде бы…
Но.
Альбом “Close Up” просто ошеломил.
Песни записаны с минимальным количеством примененных средств. Но это отнюдь не минимализм в целях якобы разнообразия. А как раз наоборот. Немногие, даже очень маститые исполнители решаются на подобное “простое” выражение своего таланта таким смелым способом. Кратко, чётко, без излишеств и перегруза в аранжировках, за которыми порой теряются сами основные мысли и цели.
В этом альбоме прописана каждая нота, каждый звук. Они просто пропущены через весь талант исполнителя и его душу. А ведь он ещё и автор всех композиций, и, я полагаю, что и всех инструментальных партий. Послушайте, как звучит фортепиано. Игра струнного квартета Pavao Quartet в песнях этого альбома вообще практически не поддаётся комментариям и обсуждениям. Кажется, что эта музыка специально создана для исполнения скрипачами.
Ну, и, безусловно, акустическая гитара Маэстро… Порой тихая и тревожная, чей перебор заставляет вслушиваться, думать и мечтать. А порой – это разухабистый “ритмак”, к которому мы давно привыкли, и просто уже не представляем их друг без друга – Криса Нормана и его гитару.
А губная гармошка – это просто милое украшение. Её как раз столько, сколько и было нужно для того, чтобы подчеркнуть музыкальную тему песни “Survival” и придать ей какую-то просто заоблачную чистоту.
И, конечно же, голос…
Это и всё. Почти.
Есть ещё тексты, от доброты, мудрости и печали которых просто пробирает дрожь. И, одновременно с тем, в них сквозит философское отношение к жизни и её проблемам, что в итоге звучит абсолютно жизнеутверждающе. Зрелая поэзия зрелого мудрого человека.
Не стану, конечно, скрывать, что когда я впервые услышал альбом, а точнее, его часть – первым же делом, я как и большинство из нас поддался нашим старым-добрым стереотипам. Эх, думаю, вот тут бы электрогитарки добавить, вот тут – барабанов или хотя бы какой-нибудь перкуссии, а вот там бы мощных клавиш и саксофонного соло, а здесь как можно было вообще обойтись без бэк-вокала… Однако, уже после второго, третьего прослушивания стало абсолютно очевидно – всё правильно, всё в точку. О каком, например, тамбурине в “I Melt Away” может идти речь, если там и так гитара выдаёт такой ритм, что руки-ноги просто сами начинают отбивать в такт. Всё дело в том, что это мы сами оказались не совсем готовыми к правильному восприятию этого альбома, и были в определённой степени застигнуты врасплох такой “необычностью”. Хотя, давайте вспомним – мало ли в своём творческом пути Крис делал неординарных шагов. Я даже не буду говорить о его сольной карьере. В любом альбоме Smokie были “нестандартные” песни в “Not-Smokie-Sound”. И скажем прямо, от этого те альбомы становились только лучше и значимей.
Но, уж лукавить то не стоит, это точно. Не поверил бы никому, кто сказал бы, что уж вовсе не ждал в новом альбоме чего-нибудь того самого, милого сердцу – “смоковского”. А вот будьте любезны – “Hello Baby” и “I Melt Away”. Вот он – порох в пороховницах. Обе вещи – 100% старые Smokie. Даже начинаются похоже – традиционный заманчивый гитарный переборчик и… Эх, кажется, ну где же вы братья Алан и Терри со своими голосами… Обе эти песни хоть сейчас можно вставлять в любой сборник типа “Smokie-Sound-The-Best-1975-2007”. А если серьёзно, то ещё не известно, почему именно в большей степени мы можем любоваться этими номерами в альбоме – может быть, это было удовлетворение наших ожиданий, а может, в большей мере, это и есть тот самый старина Крис…
Очень интересны, на мой взгляд, композиции “Trying To Find My Home” и “When The Midnight Hour Is Calling”. Первая – несомненно, дань уважения Бобу Дилану. А во второй мы опять можем наслаждаться нехитрым, но таким красивым и трогательным звуком гармошки.
А вот самая “нестандартная” песня, как для этого уже альбома – это “Love Not War”. Здорово! Яркий, живой, резаный гитарный ритм, украшенный минором в припеве и просто отвязным ритм-н-блюзовым клавишным соло. Это, впрочем, тоже что-то из юношеских “influence” Криса. Но как свежо! Да ещё и тот факт, что эта песня помещена в альбоме под вторым номером, только добавил во время первого прослушивания интриги – ух ты, а что ж там дальше…
Тем не менее, основной настрой, основное впечатление, основная, так сказать, “погода” в альбоме созданы как раз именно всеми остальными песнями. Красивыми, стройными, безупречными балладами. Но вовсе не монотонными, не однообразными и не скучными. А разными настолько, что даже тяжело определиться в выборе приоритетов. Там есть всё. Грусть, романтика, оптимизм, боль, радость, взгляд изнутри, созерцание сверху – всё, что хотите. И конечно, высочайший уровень исполнения. Отдельных тёплых слов заслуживает Pavao Quartet. То, что они виртуозы, это очевидно. Но так передать сам дух музыки Маэстро! Местами классика, местами скрипки звучат нарочито как фиддл в кантри. А местами – ну это же старинные “смоковские” аранжировки!
Но, что до меня, то так получилось, что первой, услышанной мной, песней из этого альбома была “Sleep Alone Tonight”. С тех пор как-то к ней и прикипела душа, и именно к ней и сложилось самое тёплое отношение. Вроде бы всё ясно и понятно. Но как же цепляет! Что это – сама музыкальная тема, текст, голос, тревожные аккорды рояля, скрипки, мелодические вариации?... Или всё вместе?... А пронзительная скрипичная вставка могла бы сделать честь любому классическому композитору. Просто что-то неземное…
“Baby I Call Your Name” – это шедевр. Как же всё-таки может звучать этот голос в сопровождении всего лишь четырёх скрипок! “Всего лишь”…
И вот финал – “Survival”. Вот она квинтэссенция этого замечательного альбома. В этой песне – весь Крис Норман. Зачем об этом говорить – для каждого он свой… Но заметьте только, что только в этой, единственной на весь альбом, песне добавлен бэк-вокал. Как будто сам Маэстро говорит нам, что он не один, он с каждым из нас…
Что ж. Да – необычно, непривычно, ново. Заставляет вдуматься, переосмыслить, сравнивать, оглядываясь назад и пытаясь сообразить, а что же дальше… И если “Close Up” означает “Крупным Планом”, то крупнее, наверное, просто не бывает. Как есть.
Вот только в следующий раз всё будет по-новому. Он непременно снова нас удивит, обрадует, согреет, повеселит, поделится мудростью и опять чему-то научит.
P.S. Искренне рад за всех тех, кому доведётся побывать на ближайших концертах и услышать эти волшебные песни живьём. Оглушите Маэстро аплодисментами и не забудьте передать привет Fiorini… ;)
© DK67 (Чернигов), 05.11.2007